Сколько должен стоить сайт? Шпаргалка для начинающих

Эгегей привет! Наверное, каждый, хоть один раз в жизни, задавал себе вопрос: «А сколько стоит такой сайт?» или «За сколько я сделаю такой сайт?» Вопросы конечно хороши, но вот ответ найти на них сложно, особенно, если ты начинающий фрилансер, да что там, уверен не все «старички» сформировали ответ на эти вопросы.

Сказать цену за сайт исходя из среднерыночной стоимости на похожий (по мнению заказчика) сайт, а потом вляпаться в месяцы беспрерывной и получается почти не оплачиваемой работы — знакомо? О да! Эта история стара как мир. Лично у меня, так было уже 2 раза и повторять такое, желания нет. А что надо для того чтобы избежать такой ситуации? Нужно иметь чёткий список вопросов, на которые вам должен ответить заказчик и лучше, в письменной форме.

Вот мой вариант списка вопросов, он уже проверен в бою и вполне справляется со своей задачей. Хотя сначала, клиенты в шоке от такого количества вопросов, но потом всё понимают, ведь это идёт на пользу обеим сторонам. Когда я задал клиенту этак уже 15 вопрос о его будущем сайте, он мне ответил: «О! А можно и так?», что навело меня на мысль: эти не хитрые вопросы помогают клиенту сформировать у себя в голове более точно идею своего сайта. А это, очень важно, чем точнее клиент поймёт, что он хочет, тем легче вам будет с ним работать. Итак, записывайте!

  • Можете ли вы предоставить данные о своём бизнесе в пригодном для интернета формате? 

(тут можно предложить услуги копирайтера)

  • Сайт должен работать на какой-то конкретной CMS?

 (иногда люди шокированы тем, что сайт сделан не на Джумле)

  • Каков ваш бюджет?

(главный и самый бесполезный вопрос, правду сразу вам никто не скажет)

  • У вас есть примерный дизайн сайта?

 (как ни странно, лучше, когда его нет)

  • У вас есть хостинг, доменное имя или нужна консультация по этому вопросу?

 (объясните что хостинг это тоже деньги)

  • Есть ли измеримые цели для вашего сайта?

(оборот, конверсия, продажи и т.д.)

  • У вас есть логотип компании или его нужно тоже нарисовать?

(нужно не забывать всё закладывать в бюджет)

  • Есть ли вероятность, что в дальнейшем сайт начнёт посещать большое количество посетителей?

 (возможно, потребуется масштабируемость)

  • Вам нужна версия сайта адаптированная для мобильных устройств? 

(если да, то, для каких именно?)

  • Есть ли потребность в реализации резиновой вёрстки сайта?

(иногда, целевая аудитория очень специфична и в этом нет надобности)

  • Определите, для скольких страниц сайта потребуется уникальный дизайн.

(это важно учитывать при составлении бюджета, услуги дизайнера не из дешевых)

  • Сайт должен быть написан на каком-либо конкретном языке программирования?

 (иногда, это очень важное условие)

  • На сайте будут использоваться специфичные функции или нужно решить задачу любым способом?

(работа с чужими модулями без документации, оплачивается в тройном размере!)

  • Сайт должен поддерживать старые браузеры?

(любители мамонтов типа IE6 ещё живут, это прискорбно)

  • Потребуется ли в дальнейшем администрирование сайта?

(например, для наполнения сайта новыми статьями)

  • Нужно делать базовую СЕО оптимизацию, чтобы помочь в дальнейшем в продвижении сайта?

 (некоторые клиенты, сразу отдают сео сторонним конторам)

  • Возможно, проект стоит запускать постепенно, разбив на несколько этапов?

(иногда нет смысла ждать 3 месяца до полного окончания работ)

  • Насколько для вас важны мелочи? Объясните, что сделать сайт на 80% относительно легко и быстро, а вот остальные 20% требуют больше времени.

 (иногда клиенту не понятно, почему так долго)

  • Вы уже определились с вашей целевой аудиторией? Вы знаете её потребности?

 (возможно, необходимо исследование)

  • Потребуется ли после запуска сайта вирусно-маркетинговая компания?

 (возможно, стоит объяснить, что это такое)

  • Точно определите сроки изготовления сайта.

 (обсудите возможность не укладывания в сроки)

  • Кто из сотрудников компании будет утверждать работы?

(их лучше сразу знать в лицо)

  • Нужна ли возможность добавлять новые страницы из админки?

(в случае отказа от готовых cms очень актуальный вопрос)

  • Понадобится ли вам обучение персонала работе с сайтом?

 (отдельный геморрой, научить секретаршу чему-либо ещё очень сложно)

  • В случае использования сторонних API уточните есть ли у них документация?

 (опять же, геморрой ещё тот)

  • Возможна ли ситуация, что вам надо будет срочно сократить сроки разработки?

 (нужно сразу уточнить, что это стоит дополнительных денег и не стесняйтесь удваивать сумму в таких ситуациях)

  • На сайте будет размещаться информация, которая находится в удалённой базе данных? 

(надо определиться, сможете ли вы работать с ней)

  • В случае с интернет торговлей нужно чётко определить все способы оплаты.

(чтобы не было вопросов «О! итак тоже можно?»)

  • Нужно ли вам хранить аналитические данные о посетителях сайта?

 (возможно, хватит гугло аналитики)

  • На сайте будет размещаться видео контент? Где физически он должен лежать?

 (не забываем про существование youtube и vimeo)

  • У вас есть готовые фото для сайта или необходимы услуги фотографа?

(зачастую лучше сразу убедить клиента в необходимости новых качественных фотографий, учтите расходы на согласование каждой фотографии!)

  • У вас уже был сайт? Возможно ли частичное копирование данных?

(убедитесь, что у клиента есть доступ к нему)

  • Нужна ли вам интеграция сторонних API, например twitter, vkontakte, facebook?

(возможно, стоит рассказать какие возможности это даёт)

  • Нужна ли регистрация на сайте, какие возможности должен получать зарегистрированный?

(очень часто клиенту хочется сделать регистрацию просто так, для галочки, а для вас это расход времени)

  • Сайт будет поддерживать только Русский язык?

(в случае перевода, поинтересуйтесь, наверняка в компании есть человек способный его обеспечить)

  • В случае с электронной коммерцией, надо уточнить, не ли товаров нуждающихся в разрешении на торговлю.

(процесс, который необычайно сильно затягивается, лучше сделать заранее)

  • Вам нужны Rss ленты, социальные кнопочки?

(расскажите что это, как используется, для чего)

  • На сайте будут размещаться отзывы, комментарии? Кто будет их проверять?

(опять же, есть ли человек в компании, на которого это повесят?)

  • На сайте будут использоваться почтовые рассылки?

(возможно, клиент не знает о такой возможности)

  • Нужно ли будет создать странички вашего сайта в Вконтакте, Facebook, Twitter?

(не люблю все эти группки, но на этом можно нормально заработать, стоит предложить)

  • Нужны ли отчёты о посещаемости, достигнутых целях? В каком формате?

(гугло аналитика не предел возможностей)

Ну вот, получилось довольно много, хотя, это далеко не предел и вы наверняка сможете добавить в этот список ещё пару важных вопросов. Впрочем, я как всегда буду рад дополнить эту статью! Пишите в комментариях ваши варианты вопросов, адекватные обязательно добавлю.

Мира и добра вам друзья!

Комментарии моих читателей

  1. Алексей сказал:

    Спасибо, полезная статья. хорошо сформулированный список вопросов – вот чего мне не хватало. Но я ожидал увидеть хотя бы в некоторых вопросах, где можно ответить да\нет, примерные цифры в рублях.

    • А смысл в конкретных цифрах? В каждом регионе, в каждой компании, каждый сотрудник оценивает свой труд из ряда определённых факторов, обусловленных наличием конкуренции и общей ценовой политикой в его городе. Например цены в Москве и цены в Воронеже сопоставлять глупо. Важно понимать из каких кусков будет слеплен сайт и заранее видеть всю картину целиком, а уж узнать сколько стоит каждый кусочек в твоём городе не сложно.

  2. twitter.com balakanova сказал:

    Хотя можно оценить это в неких абстрактных единицах=) А эти единицы колбасить как душе угодно. Хоть в человекочасы, хоть в дни, хоть в бабло=)

    Операции примерно одинаковы по трудозатратам вне зависимости от города, так что можно изначально просто взять расчет по формулам, которые предлагают в гибкие методологии.

  3. gig сказал:

    опечатка: «информация, которая находиться»

  4. twitter.com Oleg сказал:

    Старая, как, наверно, само программирование, песня. Две буквы, которым, среди прочего полезного, обучают в университете и которые всегда нужно помнить – ТЗ – техническое задание. После одного проекта, растянувшегося с 2 недель до 3 месяцев, я взял за правило посупать по такой логике: «У вас есть техническое задание? Нет? Хотите, чтобы я составил? Нет? Ну тогда извините, но мы не сработаемся». Лучше взять клиента с четким пониманием принципа ТЗ и самим ТЗ, чем вкалывать на недовольного упущенным из-за нежелания составлять ТЗ временем. Может быть это и звучит грубовато, но, поверьте, общение с подобным ненадежным клиентом может получиться еще более жестким. Для обеих сторон. Причина как раз и кроется в нечетком понимании проекта обеих сторон: программисту нужно разобраться, что хочет заказчик (и это, блин, непросто – программист должен перевести человеческий язык на язык «технологический», если можно так выразиться. Н-р, «я хочу вот эту финтифлюшку» у программиста превращается «нужно использовать такую технологию + такой фреймворк/библиотеку, это не подойдет, потому что медленно/убого, а это в самый раз[. А ему требуется писать вот с применением такого фреймворка. Почему? Узнать]» и т.д.), а заказчику нужно четко определиться с тем, что в действительности он хочет и, самое главное, понять, что после составления ТЗ не меняется. Т.е. все новые идеи идут уже в новое ТЗ, а это – соответственно другой комплекс работ, необязательно совместимый с предыдущим, и, конечно же, другая цена

Прокомментируй, пожалуйста, мою заметку.